ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
В период перехода к
информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо
подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов
информации, овладению им современными средствами, методами и технологией
работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость
информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.
Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно
осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с
информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе
коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь
определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого
факта был введен термин информационная культура.
Информационная культура — умение
целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения,
обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные
технические средства и методы.
Приведем определение
информационной культуры, данное в [16]: "Информационная культура в узком
смысле — это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а
также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы
можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного,
тенденции развития, степень прогнозирования будущего".
Для свободной ориентации в
информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как
одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной
природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей
человека и проявляется в следующих аспектах:
o
в
конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до
персонального компьютера и компьютерных сетей);
o
в
способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную
технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные
продукты;
o
в
умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати,
так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее
эффективно использовать;
o
во
владении основами аналитической переработки информации;
o
в
умении работать с различной информацией;
o
в
знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Информационная культура
вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и
приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика,
теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других
дисциплин). Неотъемлемой частью информационной
культуры являются знание информационной технологии и умение ее применять как
для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих
нетрадиционного творческого подхода.
Основными
факторами развития информационной культуры являются:
o
система
образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;
o
информационная
инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и
использовать информацию;
o
развитие
экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании
современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров,
электронных средств коммуникации и т. п.
В информационном обществе
необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с
помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для
высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует
считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для
работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной
культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин
информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным
информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы
деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью
закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных
технологий при решении типовых задач сферы деятельности.