Информационные модели проекта

"Нет ничего более трудного в планировании,

более сомнительного в успехе, более опасного в

управлении, чем создание нового порядка вещей...

Всякий раз, когда враги имеют возможность на-

пасть на инноватора, они делают это с искренней

страстью, в то время как сторонники защищают его

лениво и осторожно, так что инноватор и его по-

следователи всегда весьма уязвимы..."

Никколо Макиавелли, 1513г.

"Единственный в своем роде процесс, объеди-

няющий науку, технику, экономику, предпринима-

тельство и управление – это процесс научно-

технических нововведений. Это процесс преобра-

зования научного (и технологического) знания в

физическую реальность, изменяющую общество."

Джеймс Брайт, 1968г.

 

Проект, как объект управления, обладает таким набором особенностей, которые требуют использования специальных приемов и методов для управления им. В течение примерно сорока последних лет управление проектами (УП) сформировалось как особая профессиональная область деятельности и самостоятельная дисциплина, вооружающая руководителей проекта технологиями и инструментальными средствами планирования, контроля и координации осуществления проектов.

Дерево целей проекта

Проект — это целенаправленная деятельность. Вопрос «зачем?» является одним из главных вопросов при разработке проекта. Цель должна быть сформулирована максимально точно, чтобы ее выполнение можно было проверить.

Для достижения цели обычно требуется выполнить множест­во локальных целей (подцелей). Одной главной цели могут соот­ветствовать несколько наборов локальных целей.

Структуру целей проекта принято называть деревом целей (рис. 6.5). Дерево целей — это схема, показывающая, как гене­ральная (главная) цель разбивается на подцели. Дерево целей имеет иерархическую структуру. В каждом блоке дерева запи­сывается название локальной цели.

 

 Дерево целей — это информационная модель проекта в виде схемы, отражающей представление главной цели в виде подцелей.

Процесс    разбиения главной цели на подцели называют декомпозицией цели.

 

 

В качестве примера рассмотрим проект ремонта школы во время летних каникул.

   Пусть генеральной целью проекта является проведение выбо­рочного косметического ремонта школы за период летних кани­кул  в условиях, когда имеются ограниче­ния на расход финансовых средств. Уточнение генеральной цели будет происходить за счет выделения подцелей 1-го уровня.

   Предположим, подцелями 1-го уровня будут: проведение подготовительных работ, проведение косметического ремонта кабинетов, выполнение малярных работ в рекреациях, частичная замена оборудования столовой (плит, посудомоечной техники, холодильников).

 

Структура продукта

   В результате целенаправленной деятельности по проекту дол­жен появиться новый объект — продукт или услуга. Этот объект может представлять собой целый комплекс более простых про­дуктов и услуг, то есть иметь сложную структуру.

   Структура продукта это информационная модель проекта в виде схемы, отражающей структуру создаваемого объекта.

      Продолжим рассмотрение приведенного выше примера проекта. «Продуктом» этого проекта является отремонтированная школа, что отображается на уровне 0. На 1-м уровне следует указать, что конкретно входит в понятие отремонтированной школы. Если ориентироваться на указанную в примере цель, то 1-й уровень будет содержать следующие объекты: отремонтированные кабинеты, окрашенные рекреации, столовую с замененным оборудованием. Какие именно кабинеты должны быть отремонтированы, указывается на 2-м уровне структуры продукта: кабинеты математики, биологии, английского языка.

 

Структура разбиения работ

   Определив цель проекта и структуру продукта, следует при­ступить к построению структуры разбиения работ. Это тоже иерархическая структура (рис. 6.7). На самом верхнем уровне записывается название проекта. Все последующие уровни отра­жают названия комплексов работ. Самый нижний уровень структуры состоит из названий конкретных работ, которые вы­полняются работниками на местах.

 

   Декомпозицию работ сле­дует проводить до тех пор, пока не отпадет необходимость в дальнейшей детализации указанных в структуре работ. Работы необходимо закодировать

   Структура разбиения работ (СРР) это информационная модель проекта, отражающая комплексы работ, детализированные по уровням. По каждой ветке дерева детализация производится до появления простых работ, на которых заняты непосредственные исполнители.

 

На 0-м уровне должно быть указано название проекта, то есть ремонт школы.

 

На 1-м уровне будут находиться работы в соответствии с подцелями 1-го уровня, а именно четыре комплекса работ:

o      подготовительные работы (1.0);

o      проведение косметического ремонта кабинетов (2.0);

o      выполнение малярных работ в рекреациях (3.0);

o      частичная замена оборудования столовой (4.0).

 

Определим 2-й уровень работ, детализировав комплексы работ 1-го уровня:

o      Проведение подготовительных работ:

·       вынос мебели из помещений (1.1);

·       освобождение стен от цветов, пособий, картин (1.2);

·       снятие занавесок и карнизов (1.3).

o      Проведение косметического ремонта кабинетов:

·       подготовка поверхностей (2.1);

·       побелка потолков (2.2);

·       оклейка стен обоями (2.3);

·       окраска оконных рам (2.4).

o       Выполнение малярных работ в рекреациях:

·       зачистка старого слоя краски (3.1);

·       грунтовка (3.2);

·       шпаклевка (3.3);

·       окраска стен (3.4).

o      Частичная замена оборудования столовой:

·       демонтаж старого оборудования (4.1);

·       прокладка кабеля (4.2);

·       установка нового оборудования (4.3);

·       проверка работоспособности нового оборудования (4.4).

·        

Попробуйте самостоятельно выделить подцели 3-го уровня для ветви «Частичная замена оборудования столовой».

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz