Системы объектов

Состояние сложного, составного объекта определяется не только значениями его собственных признаков, но и со­стояниями объектов-частей. Например, автомобиль перехо­дит в состояние торможения, когда нажата педаль тормоза.

Такой подход к описанию сложного объекта, при кото­ром не просто называют его составные части, но и рас­сматривают их взаимодействие и взаимовлияние, приня­то называть системным подходом. При этом сложный объект называют системой, а его части — компонентами (элементами) системы.

Любой реальный объект бесконечно сложен. Поэтому его можно рассматривать как систему.

Различают материальные, нематериальные и смешан­ные системы. В свою очередь материальные системы раз­деляют на природные и технические (рис. 1.14).

Примеры природных систем вам хорошо известны: Солнечная система, растение, живой организм и прочее. Технические системы создаются людьми.  Примеры технических   систем:   автомобиль,   компьютер,   система вентиляции.

Примеры нематериальных систем: разговорный язык, математический язык, нотные записи.

Смешанные системы содержат в себе материальные и нематериальные компоненты. Среди них можно выделить так называемые социальные системы. Социальные систе­мы образуют люди, объединенные одним занятием, инте­ресами, целями, местом проживания и т. д. Примеры со­циальных систем: оркестр, футбольный клуб, население города.

 

Любая система определяется не только набором и признаками ее эле­ментов, но также взаимосвязями между элементами. Одни и те же элементы, в зависимости от объединяющих их взаи­мосвязей, могут образовывать различ­ные по своим свойствам системы. На­пример, из деталей одного и того же конструктора ребенок собирает разные сооружения.

Из одного и того же набора продуктов (мясо, капуста, картофель, морковь, лук, томаты) мама может пригото­вить первое (щи) или второе (рагу) блюдо.

Из молекулы одного и того же химического вещества (углерода) со­стоят алмаз и графит. Но алмаз — са­мое твердое вещество в природе, а графит — мягкий, из него делают грифели для карандашей. А все по­тому, что в алмазе молекулы углеро­да образуют кристаллическую, а у графита — слоистую структуру.

Структура — это порядок объединения элементов, со­ставляющих систему.

  

Состав и структуру системы описывают с помощью схемы состава. В состав системы может входить другая система. Первую называют надсистемой, вторую — подси­стемой. Имя надсистемы на схеме состава всегда распола­гают выше имен всех ее подсистем. В этом случае говорят о многоуровневой структуре системы, в которой один и тот же компонент может одновременно быть надсистемой и подсистемой. Например, головной мозг — подсистема нервной системы птицы и надсистема, в состав которой входят передний мозг, средний мозг и т. д. (рис. 1.15).

 

Рис. 1.15

Во многих случаях связь между объектами очевидна, но не сразу понятно, в составе какой надсистемы их нуж­но рассматривать.

Например, понятно, что дорожное покрытие изнаши­вается оттого, что по городу ездят автомобили, автобусы, троллейбусы и прочие наземные транспортные средства. Наземные транспортные средства и дороги — составные части транспортной системы города.

Дерево может погибнуть от насекомых-вредителей, если уменьшится численность птиц. Насекомые, птицы, деревья — компоненты системы «Парк» или «Лес» (рис. 1.16).

 

Главное свойство любой системы — возникновение системного эффекта. Заключается оно в том, что при объ­единении элементов в систему у системы появляются но­вые качества, которыми не обладал ни один из элементов в отдельности.

В качестве примера системы рассмотрим самолет. Главное его свойство — способность к полету. Ни одна из составляющих его частей в отдельности (крылья, флюзеляж, двигатели и т. д.) этим свойством не обладает, а со­бранные вместе строго определенным способом, они такую возможность обеспечивают. Вместе с тем, если убрать из системы «самолет» какой-нибудь элемент (например, крыло), то не только это крыло, но и весь самолет потеря­ет способность летать.

Коротко о главном

Система — это целое, состоящее из частей, взаимосвя­занных между собой.

Части, образующие систему, назы­ваются ее элементами.

Структура — это порядок объединения элементов, со­ставляющих систему (карандаш и алмаз).

Состав и структуру системы описы­вают с помощью схемы состава.

В системе с многоуровне­вой структурой один и тот же компонент может быть одновременно надсистемой и подсистемой (пример: нервная система птицы).

При системном подходе учитывается взаимодействие и взаимовлияние всех компонентов системы (пример: парк).

Всякая система приобретает новые качества, которы­ми не обладал ни один из ее элементов в отдельности – системный эффект(пример: самолет).

 


Вопросы и задания

1.  Что такое система? Приведите примеры материаль­ных, нематериальных и смешанных систем.

2.  Приведите пример систем, имеющих одинаковый со­став, но разную структуру.

3.  В чем суть системного подхода? Приведите пример.

4.  В чем суть системного эффекта? Приведите пример.

5.  Назовите компоненты Солнечной системы. Какие из них тоже можно рассматривать как системы?

6.  В состав какой системы рыбы входит подсистема «жаб­ры»? Для каких компонентов она является надсистемой?

7.  Какие компоненты можно рассмотреть при описании системы «природный комплекс суши»? (Воспользуй­тесь учебником географии.) В составе какого из этих компонентов описывается озеро?

8.  В составе какой надсистемы можно описать нашу пла­нету? Для каких объектов Земля сама является надсистемой?

9.  Взаимодействие каких подсистем нужно учитывать, если рассматривать библиотеку как систему?

10.  В чем проявляется взаимовлияние дыхательной и кро­веносной систем? В состав какой надсистемы они вхо­дят?

11.  Выделите  подсистемы  в  следующих  объектах,   рас­сматриваемых в качестве систем:

а)  автомобиль;

б)  компьютер;

в)  школа;

г)  армия;

д)  государство.

12.  Удаление каких элементов из систем, рассмотренных в задании 9, приведет к потере системного эффекта, т. е. к невозможности выполнения основного назначе­ния систем?

Hosted by uCoz