Визуализация многорядных данных

Предположим, классный руководитель предложил вам подготовить к родительскому собранию диаграмму об успеваемости на основании информации, представленной в следующей таблице:

Ученик

Информатика

Математика

История

Биология

Баутин Дима

4

4

5

4

Голубев Миша

4

4

4

3

Куликов Иван

5

5

5

5

Радуги на Алла

4

5

5

5

В отличие от предыдущих случаев, здесь мы имеем дело с многорядными данными: 1-й ряд — оценки Баути-на Димы, 2-й ряд — оценки Голубева Миши, 3-й ряд — оценки Куликова Ивана, 4-й ряд — оценки Радугиной Аллы. Здесь нам придется несколько величин сравнить несколько раз (в нескольких точках).

В этом случае круговую диаграмму нельзя использо­вать в принципе.

Можно построить столбчатую диаграмму, представив на ней данные сразу обо всех учениках — рис. 2.18.

Успеваемость учеников 7 класса



Рис. 2.18

В этом примере опорными точками являются имена учеников. В каждой опорной точке построена группа из четырех столбиков — по числу предметов. Сравнение здесь можно проводить как среди прямоугольников, отно­сящихся к одной группе (сравниваем успеваемость одного ученика по всем предметам), так и между группами (срав­ниваем успеваемость учеников между собой).

Для того чтобы наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму, используют ярусные диаграммы.

Понять идею ярусной диаграммы можно путем мыс­ленного преобразования столбчатой диаграммы. Пред­ставьте, что столбики в каждой группе расположены не рядом друг с другом, а один над другим. Теперь в каждой опорной точке вместо группы столбиков будет стоять один многоярусный столбик. Его высота будет определяться суммой высот всех составных частей (рис. 2.19).

Успеваемость учеников 7 класса



Рис. 2.19

Для наглядного представления многорядных данных также могут быть использованы областные диаграммы, или диаграммы площадей (рис. 2.20).

Успеваемость учеников 7 класса



Рис. 2.20

Диаграмма площадей напоминает срез земной коры. «Гора» соответствует более успевающему, а «впадина» — менее успевающему ученику. Это накопительная диаграм­ма. Вертикальный срез в опорных точках позволяет пред­ставить вклад каждого ряда данных (в нашем случае — оценки по каждому предмету) в общую сумму (суммарный балл конкретного ученика). «Толщина пласта» позволяет судить об общей успеваемости по предмету.

Коротко о главном

Выбор того или иного вида информационной модели зависит от цели, ради которой мы эту модель создаем.

Диаграмма — графическое изображение, дающее на­глядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений.

График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

Круговая диаграмма служит для сравнения несколь­ких величин в одной точке.

Столбчатая диаграмма позволяет сравнить несколь­ко величин в нескольких точках.

Ярусная диаграмма позволяет наглядно сравнить сум­мы нескольких величин в нескольких точках.

Областная диаграмма (диаграмма площадей) позволя­ет одновременно проследить за изменением суммы не­скольких величин в нескольких точках.

С помощью графиков и диаграмм можно визуализиро­вать большие объемы однотипной табличной информа­ции. Зачастую при визуализации происходит потеря точ­ности информации.



Hosted by uCoz